Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 129085, г. Москва, проезд Ольминского, д. 1
  • +7 (495) 687-06-56
  • dbs29@zdrav.mos.ru

Педагогическая работа

Лечебная педагогика в санатории

Лечение радостью

Воспитательная работа в санатории

Детский санаторий – это специализированное лечебно-профилактическое, медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляется восстановительное лечение, дополнительное дошкольное обучение, физическое, нравственное, эстетическое патриотическое воспитание детей. Успешная реабилитация больных детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебно-профилактической работой.

1. Основы работы педагогов в санатории:

  • создать эмоционально - положительное настроение, способствующее основному лечебному процессу;
  • создать условия для усвоения учебных программ по дисциплинам начальной школы;
  • способствовать быстрейшей адаптации детей к новым условиям;
  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика на уроке;
  • создать педагогические ситуации успешности учащегося на уроке.

Это дает возможность использования различных методов и программ, связанных с оздоровлением. Лечебная педагогика дает возможность творчеству педагога, в то же время требует от него хорошего знания педагогики, психологии, методик. Всем, кто работает над вопросами лечебной педагогики, необходимо знать, что можно требовать от ребенка, как построить работу в соответствии с его психологическими особенностями больного и часто болеющего ребенка.

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от внутренней психической жизни. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.

2. Здоровье ребенка в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

3. Задачи педагогов:

  • Должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей;
  • Направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.

4. Принципы лечебной педагогики:

  • Лечение радостью;
  • Учет влияния психического фактора на здоровье детей;
  • Индивидуальный подход;
  • Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом;
  • Единство работы медицинского и педагогического персонала.

5. Что может нести радость?

  • Дружный детский коллектив, он несет радость общения со сверстниками;
  • Соблюдение деятельного режима, организация досуга, заполненного играми, развлечениями, праздниками;
  • Осуществление всестороннего эстетического воспитания. В эту часть работы входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров. Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует моральный облик;
  • Проведение разнообразных форм физического воспитания приносит ребенку двигательную радость. Это терренкуры, пешеходные микротуризмы, спортивные игры и пр.;
  • Трудотерапия;
  • Музотерапия;
  • Арттерапия;
  • Ровное и спокойное обращение взрослых, обслуживающего персонала с детьми. Сила ласкового слова так велика, что с ним не сравнится никакое наказание. Эту потребность в любви каждый, кто общается с детьми, должен удовлетворять. «Работая с детьми, отдайте им свое сердце»,- сказал педагог Сухомлинский;
  • Учет влияния психологического фактора на здоровье. Психологический фактор - это прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка.

6. Условия здорового душевного развития:

  • Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость;
  • Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании;
  • Наличие стимулов для здорового психического развития;
  • Укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение;
  • Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность возникают во время отсутствия интересного дела;
  • Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире;
  • Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия;
  • Индивидуальный подход.

Педагогическая работа должна согласовываться не только с характером болезни, но с индивидуальными особенностями. Только тогда наша работа даст должный эффект и станет элементом лечения.

Учителю необходимо знать основы психологии, типы нервной системы, уметь организовать адаптацию «трудных» детей, вырабатывать соответствующий подход и коррекцию поведения.

Так, например, медики выделяют 3 группы детей по реакции на болезнь и госпитализацию (адаптация).

1 группа. Дети с резко выраженным возбуждением, которое выражается в плаче, отказе от игрушек, нежелании контактировать, плохом сне. Такие дети плохо привыкают к казенным стенам. Течение болезни у таких детей бывает негладким. Они беспокойны, внимание неустойчивое. Эта группа самая трудная. В отношении к таким детям необходимо применять специальные приемы для того, чтобы установить с ними контакт, успокоить их, придать их деятельности спокойный, продуктивный характер.
2 группа. Это вялые, заторможенные дети, на поступление в больницу реагируют слишком спокойно. Они совершенно не обращают внимания на окружающую обстановку. Лица их очень бледные. От игрушек такие дети обычно отказываются, либо берут их, но не играют. Спят они хорошо, а днем, как в полусне. У таких болезни принимают затяжной характер. Таких детей надо активизировать, причем необходим прямой контакт с ребенком. Это приносит хорошие результаты.
3 группа. Это спокойные, уравновешенные дети. На госпитализацию реагируют активно, но спокойно, не плачут, легко вступают в контакт, отвечают на вопросы, охотно берут игрушки и занимаются с ними, чувствуют себя как дома. Заболевание у таких протекает гладко, без осложнений.

Думая и заботясь обо всем, большом и малом, отчего зависит успешность лечения и выздоровления ребенка, его общее состояние и настроение, необходимо придавать значение абсолютно каждой мелочи, все важное и большое складывается из мелочей.

7. Педагоги в своей работе руководствуются и соблюдают 10 заповедей воспитания(В.А.Караковский):

  • Главная цель воспитания – счастливый человек;
  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе;
  • Воспитание без уважения – подавление;
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству;
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно;
  • Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем»;
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно;
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей;
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть систематичным;
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Подготовка к школе